Финалист премии 'Большая книга'-2017: Михаил Гиголашвили. Тайный год

Продолжаем знакомиться с книгами российских писателей, претендующих на литературные премии в 2017 году (см. также "Неизвестность", "Патриот", короткий победители и финалисты "Ясной Поляны").

Аннотация: "Михаил Гиголашвили – прозаик и филолог, автор романов «Иудея», «Толмач», «Чёртово колесо» (выбор читателей премии «Большая книга»), «Захват Московии» (шорт-лист премии НОС).  «Тайный год» – об одном из самых таинственных периодов русской истории, когда Иван Грозный оставил престол и затворился на год в Александровой слободе. Это не традиционный «костюмный» роман, скорее – психодрама с элементами фантасмагории. Детальное описание двух недель из жизни Ивана IV нужно автору, чтобы изнутри показать специфику болезненного сознания, понять природу власти – вне особенностей конкретной исторической эпохи – и ответить на вопрос: почему фигура грозного царя вновь так актуальна в XXI веке?"

Вышедший в 2017 году роман попал в полез зрение нескольких литературных премий, в том числе вошел в шорт-лист "Большой книги".

Отнюдь не случайно.

Тайный — значит таинственный. Год, когда царь Иван Грозный таинственно, внезапно оставил престол на крещеного татарина Симеона и удалился в Александровскую слободу, старательно изображая презрение к государственным делам. Было-де царю недоброе знамение, что надо бы этот год отсидеться в удалении от столицы и так избегнуть гибели.

На впечатляющем повествовательном пространстве читателю обстоятельно, со множеством натуралистических подробностей, с глубоким погружением в языковую среду, явлены две недели из жизни сифилитика, параноика и лицемера, а по совместительству всемогущего правителя земли Русской, которая какой только шлак не выносит из своих недр на вершины власти.

Царь многообразно страдает на публику, раздираемый противоречивыми желаниями: то ли удалиться в монастырь, то ли удрать с казной в Англию, то ли казнить всех поголовно. Сорокалетняя человеческая развалина, одолеваемая всеми болячками, не исключая срамных, и обуреваемая всеми низменными пороками, изводит себя и придворных капризами, тычками и безумными речами, лечится, беспорядочно совокупляется, ведет переписку с Сатаной и сражается с легионом внутренних бесов.

Поразительно, но в романе не происходит ни одного, кажется убийства, кроме тех, что память беспощадно возвращает царю в его видениях. Все его публичные истерики и душевные терзания на почве личной психопатии, отягощенной дурно понятой религиозностью, беспорядочные интриги и поиски тайных врагов, болезненный бред, выдаваемый за государственную мудрость — все это с мясом сдирает венец богоизбранности с лысой макушки Ивана Грозного, которому более подходило бы прозвище Бесноватый, и заставляет задаться единственным вопросом: за что? За что выпали столь мерзкие и кровавые невзгоды русскому народу?!

Огромный, многословный роман Михаила Гиголашвили — нелегкое испытание для читателя. Живописно представленные вонь и грязь, копеечность жизни, бытовое убожество вначале подавляют и гнетут, но уже к середине текста вызывают привыкание, не отвлекая от неспешного, тщательно излагаемого сюжета. Навязчивая стилизация под старославянскую речь раздражает своей раскудрявленностью, но в какой-то момент автор забывает о ней, увлеченный более серьезными художественными задачами.

Выводы Либс: зубодробительно-патриотичные и церковно-непреклонные граждане не изволят беспокоиться, но любителям сильной, высокой прозы не следует проходить мимо этого романа!

Кстати, по правилам премии "Большая книга" сочинения финалистов до ноября находятся в свободном доступе (см. ссылку ниже, где цена в интернет-магазине Литрес равна 0.00), а после прочтения любой читатель может принять участие в голосовании за лучшую из них. Лауреат читательского голосования станет известен в ноябре 2017 года.

Libs.ru 12.10.2017
0
0 90