Постапокалипсис по-фински: пьем чай под сенью 'Безумного Макса'

Эмми Итяранту (Emmi Itäranta) называют "финской Урсулой Ле Гуин", а ее дебютный фантастический роман со стильным названием "Дневник чайного мастера" (он же Memory of Water ("Память воды") в англоязычной версии) получил премию Kalevi Jäntti Award, был номинирован на престижные премии Филиппа Дика и Артура Кларка. В России книгу выпустило издательство "Текст", специализирующееся на публикации авторов, по разным причинам мало известных у нас, но популярных и любимых в США и Европе.

Итак, знакомимся с финским взглядом на жизни после Апокалипсиса.

В мире, потрясенном экологической катастрофой, земля иссохла, а вода стала главной ценностью. Контроль над водными ресурсами захватили военные, хищение драгоценного ресурса жестоко карается. В то же время чайные церемонии, чьи ритуалы передаются из поколения в поколение, становятся почти религиозным обрядом. Молодая женщина Нориа, вопреки мужской традиции, посвящена отцом в чайные мастера. Теперь она владеет семейной тайной — скрытым в труднодоступных пещерах источником чистой воды. По доброте и наивности Нориа делится секретом с ближайшей подругой. Разумеется, очень скоро о существовании источника узнают окрестные жители, а затем слухи доходят и до военных.

Участь Нории предрешена. Ей предстоит тяжелый выбор, от которого зависит, жить ей или умереть. Предаст ли она дело многих поколений чайных мастеров и откроет карателям место, где таится источник. Либо сохранит профессиональную честь и человеческое достоинство в мире, где грош им цена... 


Главный плюс в том, что роман финской писательницы Эмми Итяранта "Дневник чайного мастера", отмеченный национальными наградами, стал первым знакомством российского читателя с фантастической литературой северного соседа (Ханну Райяниеми не в счет, он давно уже осел в Шотландии, став де-факто англоязычным автором). И поскольку Эмми Итяранта ныне тоже живет в Кентербери, так что сложно сказать, сохранит ли ее вторая книга национальный дух финской словесности.

Минусы романа: язык ожидаемо тускловат и невыразителен, темп повествования анемичен, события лишены внутренней логики. При заявленной автором степени социальной деградации базовые инстинкты выживания немотивированно уступают прекраснодушным порывам. И сам сюжет в мировой фантастике не нов, стоит вспомнить хотя бы "Водяной нож" Паоло Бачигалупи и бесконечную вереницу пустынных антиутопий в стилистике "Безумного Макса". К счастью, роман достаточно невелик, чтобы невыносимо утомить своего читателя.

Libs.ru 27.07.2017
0
0 125