Есть книги, от которых что-то остается, или Читать ли 'Текст' Глуховского

Дмитрий Глуховский, автор культового "Метро 2033" с продолжением и отец-основатель одноименной вселенной, неожиданно для многих в 2017 году совершил "выход IRL" - издал реалистический роман в жанре триллера. С незамысловатым, но многозначным названием "Текст", аллюзиями на сериал "Черное зеркало" и содержанием, которое одни опознали как "чернуху", а другие как "нуар". Одно другому и не противоречит.

Зато рецензии критиков и отзывы читателей крайне противоречивы.

Одни - восторженные: "одно из главных событий русского литературного сезона", "здесь всё по-настоящему", "написана на разрыв", "дух Достоевского ", "заставляет задуматься о многом" и даже "Глуховский проломил сковывавшую его жанровую скорлупу и не без блеска вышел в пространство, именуемое «большой литературой»".

Другие отзывы (их, отметим, намного-намного меньше) - другие: "никакой психологизм невозможен без оттенков, а здесь я их не вижу", "не бессмысленно, но без малейшей пользы, пройдешь мимо - ничего не потеряешь", "переигрывает, конец предсказуем".

Куда люди - туда и Либс! Разумеется, мы поспешили изучить новый российский бестселлер, самой популярной цитатой из которого стала безыскусная фраза:


"Есть люди, от которых что-то остаётся, а есть люди, от которых не остаётся ничего".

Слоган романа ТЫ ОТОБРАЛ У МЕНЯ БУДУЩЕЕ. Я ОТБЕРУ ТВОЁ отсылает особо въедливого читателя к слогану фильма "Джанго освобожденного" режиссера Тарантино: "Они забрали его свободу. Он заберёт у них всё".

Впрочем, хватит ходить вокруг да около, пора перейти к тексту "Текста" и изучить его!

Илья Горюнов, по ложному обвинению в наркоторговле отмотавший семь лет, возвращается в Лобню, что под Москвой, где его никто уже не ждет. Мать умерла буквально накануне приезда сына, друзья охладели, любимая женщина вышла замуж. Разбитый и одинокий, Илья слоняется по городу в поисках успокоения. Но находит лишь месть. Встреча с наркополицейским Петей Хазиным, что когда-то из куража и злобы отправил его, случайно подвернувшегося человека, на зону, заканчивается убийством. Теперь на руках у Ильи пистолет, айфон и чужая жизнь.

Вот она вся, в памяти умного телефончика: фото — семейные и интимные, переписка с родней, начальством и подельниками в криминальных делишках, записи разговоров, грехи большие и малые...

Зарывшись в Петины архивы, Илья невольно погружается в его жизнь, неустроенную, неправильную, нехорошую. Затем, не сдержавшись, начинает отвечать на эсэмэски, письма и звонки. Входит в роль вынужденного поверенного в чужих семейных склоках и разрушенном личном счастье. Молодая женщина Нина, которую Петя то ли любил, то ли использовал, становится для Ильи последним лучом света в навалившемся сумраке. Айфон, злое дитя прогресса, призрак утраченной жизни, склоняет нового хозяина то к добру, то ко злу, то к безумию. Спотыкаясь и увязая в реминисценциях и флэшбэках, сюжет неотвратимо катится к трагической развязке.

"За богом грешники гоняются, мусолят его, с рамсами пристают. Праведному человеку с богом, как с водителем автобуса - не о чем разговаривать. Маршрут ясен: довез - вышел"

Время от времени всякая творческая личность бросает себе художественный вызов. Сможет ли взломать привычные рамки, вырваться из наезженной колеи? Порой эксперимент приносит впечатляющие плоды. Чаще разочаровывает самого творца и его почитателей. Вот и Дмитрий Глуховский, популярный фантаст и либеральный колумнист, решил испытать себя в литературном жанре "русский шансон". Все атрибуты налицо: судьба-злодейка, продажный мент, изменщица-подруга и непременный раскучерявленный слог:

"И от Москвы не убыло бы, если б Илья отщипнул от ее пухнущего сладкого теста свой кусочек счастья..."

Пассажи из закромов айфона откровенно затянуты, вместо действия — манерный, "нарисованный" психологизм, персонажи безлики и наделены неадекватными реакциями.

"Кто в лифтах гадит, а кто остановки громит. Ясно, почему. По-другому человеку никак государству честно не ответить и за жизнь не отомстить".

Но главные герои этого романа — айфон и свежесваренные мамины щи. Сросшийся с хозяином гаджет, хранящий копию прерванной жизни, налезает на очередного владельца, как костюм с распродажи и не по размеру. А щи становятся для Ильи сакральным символом счастливого, но навсегда утраченного прошлого. Илья только тем и занят, что копается в айфоне и пожирает щи. Вплоть до самой последней минуты. 

Вывод Либс: коли Бог везет, коли душа просит, коли качает, встречайте новый российский психотриллер с запахом настоявшихся щей!

Libs.ru 18.07.2017
3
1 480