закрыть
закрыть

Ошибки при регистрации

закрыть

Ошибка

закрыть

Если вы забыли пароль, введите e-mail.

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по e-mail.
Выслать Сохранить

Лучшие книги, бестселлеры и итоги года ─ 2015. Октябрь

Юрий Мамлеев. Сергей Есенин. Боб Марли

ОКТЯБРЬ

Если в сентябре писателей порицали за сотрудничество с властью и потворство криминалу, то в октябре акцент вплоть до последних дней словно бы переместился в противоположную часть литературного спектра. Итак, о хулиганстве, критике критики государственного строя, черном-пречерном реализме, Белове, Ясной Поляне и лучшем региональном книжном фестивале России.

***

В октябре Американский центр ─ публичная библиотека, с 1993 года работавшая во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы в Москве, ─ лишился крыши над головой. В сентябре расторгли договор о поддержке Американского центра, и тот, оставив ВГБИЛ печатные фонды, оборудование и большую часть имущества, перебрался в посольство США. Дипмиссия попросила у ВГБИЛ пустить к себе хотя бы Американский уголок, но, фактически, получила отказ.

Ситуация не уникальна, в это же время на грани разрыва культурных связей оказались Великобритания и Израиль: 700 британских творческих деятелей обратились к обществу с призывом объявить Израилю бойкот. В ответ другие 150, и среди них самая популярная в мире сказочница Джоан Роулинг, осудили крайние меры и предложили активно содействовать диалогу между Израилем и Палестиной, как полноценными участниками мирового культурного сообщества.

  • Поклонница палестинского поэта Махмуда Дервиша, Роулинг призналась: ее расстраивают действия Биньямина Нетаньяху, но она не верит, что разрыв культурных связей заставит израильского премьер-министра подать в отставку. Зато искусство, уверена писательница, способно преодолеть границы и политические разногласия и объединить людей в их самых высоких устремлениях.

***

Сергей Есенин с сестрами Катей и Шурой Есенин читает стихи своей матери

3 октября 120 лет исполнилось Сергею Есенину (1895 – 1925), крестьянскому сыну из Рязанской губернии, ставшему питерским щеголем и главным московским хулиганом. Гениальный поэт успехом обязан не только музе, но и умению "продвинуть" самого себя. Приятеля-имажиниста Мариенгофа Есенин поучал:

  • "Каждому надо доставить свое удовольствие. Знаешь, как я на Парнас восходил?.. Тут, брат, дело надо было вести хитро. Пусть, думаю, каждый считает: я его в русскую литературу ввел. Им приятно, а мне наплевать. Городецкий ввел? Ввел. Клюев ввел? Ввел… Знаешь, и сапог-то я никогда в жизни рыжих таких не носил, и поддевки такой задрипанной, в какой перед ними предстал. Говорил им, что еду бочки в Ригу катать. Жрать, мол, нечего. А в Петербург ─ на денек, на два, пока партия моя грузчиков подберется. А какие там бочки ─ за мировой славой в Санкт-Петербург приехал, за бронзовым монументом… Ну, а потом таскали меня недели три по салонам ─ похабные частушки распевать под тальянку. Для виду спервоначалу стишки попросят. Прочту два-три ─ в кулак прячут позевотину, а вот похабщину хоть всю ночь зажаривай…"

Успех строчек "Плюйся, ветер, охапками листьев, я такой же, как ты, хулиган…" подсказал Есенину, в каком направлении работать, и появились "Исповедь хулигана", "Москва кабацкая", "Любовь хулигана"… Вот вам доказательство, что истинный талант даже низменные вкусы публики переплавит в золото поэзии! Тот, кого Маяковский обзывал слащавым "декоративным мужиком", легко превратился в эпатажного дебошира, одетого по последней американской моде.

Айседора Дункан и Есенин  Есенин на пляже в Венеции

Беда в том, что если деревенского самородка, дающего фору декадентской богеме, новая власть поддерживала, то буйный и бунтарь, страстно обожаемый народом, был не нужен. Даже распутство Есенина создавало политические проблемы: одно дело крутить роман с босоногой балериной Айседорой Дункан, и иное ─ жениться на ней, взять фамилию Дункан-Есенин и отправиться с новобрачной по зарубежным городам и весям.

Сергей Есенин с сестрой Екатериной прогуливаются по Пречистенскому бульвару в Москве. 1925 Сергей Есенин и имажинист Анатолий Мариенгоф Сергей Есенин и Софья Толстая

Тайна смерти Есенина до сих пор будоражит умы. Поэт признавался другу, что до смерти боится милиции: было то фобией или у нервного расстройства имелись веские причины? Покончил ли Сергей Есенин с собой в номере ленинградской гостиницы "Англетер" или его самоубийство инсценировало ОГПУ? Поэту, жившему на взводе, смерть даровала недостижимый покой. Подобным образом Галина Бениславская, не смирившись с разрывом отношений (в сентябре 1925-го Сергей женился на внучке Льва Толстого Софье) и смертью Есенина, покончила с собой на могиле любимого. Но и политическую подоплеку исключить невозможно ─ уж такое было время: спустя всего несколько лет, в августе 1937-го 22-летнего Юрия Есенина, старшего сына поэта, расстреляли вполне "официально", обвинив в организации покушения на Сталина.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

***

 

8 октября шведские академики объявили о присуждении Нобелевской премии по литературе белорусской писательнице Светлане Алексиевич. Среди нобелевских лауреатов-писателей Алексиевич стала 14-й женщиной, 6-м русскоязычным автором, 1-м ─ из Беларуси.

И если уж что следует обязательно добавить к этим фактам, так то, что каждого пишущего на русском лауреата "нобелевки" русскоязычная публика встречает жидкими аплодисментами и отборным "тьфу".

"Поэт в России ─ больше, чем поэт", ─ уверял Евтушенко, который давно живет в США и для которого гастроли по России в 2014-2015 гг. в надежде примирить русских и украинцев дважды заканчивались на столе у кардиологов. "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан", ─ завещал Некрасов. Но потомки по-разному трактуют понятие "гражданской ответственности" творческих деятелей. Тосковал в эмиграции противник действующей власти Бунин, скандалом обернулось присуждение "нобелевки" Пастернаку, у Солженицына изъяли рукописи, уничтожили издания и лишили его гражданства. Лев Толстой номинировался на "нобелевку", но не получил ее; а получил бы, так снова скандал, ведь писатель был предан в России анафеме, а государство называл "заговором". Михаил Шолохов Нобелевскую премию получил, но из всех великих русскоязычных писателей до сих пор находится в самом невыгодном положении, обвиняемый в присвоении чужого романа.

В общем, мой вам добрый совет: пишите по-русски ─ держитесь от Нобелевской премии подальше!

Иван Алексеевич Бунин Борис Леонидович Пастернак Михаил Александрович Шолохов Александр Исаевич Солженицын Иосиф Александрович Бродский

Светлана Алексиевич не удержалась. Когда-то ее книги ─ сборники интервью на заданную тему с обычными людьми, населяющими постсоветское пространство, ─ в России сравнивали с очистительной грозой, ее книги включили в учебные программы, а фраза-заглавие "У войны не женское лицо" прочно вошла в число поговорок. Что с тех пор изменилось? Стала ли война подходящим занятием для женщин и детей? Так уж несопоставим идейный кризис "красного человека" с идейными кризисами Базарова, Раскольникова, Безухова (хотя для последних поиск новой идентичности был менее болезненным или хотя бы менее долгим, все-таки они выдуманные персонажи, а не реальные люди)? Или авария на Чернобыльской АЭС перестала быть экологической и человеческой трагедией? Иль 90-е уже не столь "лихие"? Или по иной причине книги Алексиевич утратили свою актуальность? Да вроде бы нет, раскупаются по-прежнему, трогают, задевают, в 2014-м "Время секонд хэнд" победило в читательском голосовании "Большой книги"…

Однако же стоило белорусской писательнице взойти на нобелевский пьедестал, отчего-то сразу возникла обида и на нее, и на шведских академиков, дескать, не случайно именно в 2015-м… не уедешь ─ не дадут…

Меж тем, хотя Россия "присвоила" Алексиевич себе, есть режим Лукашенко, действительно обрекший писательницу на молчание и эмиграцию. Когда 10 декабря на церемонии в Стокгольме король Швеции Карл XVI Густав вручил Светлане Александровне медаль и диплом Нобелевского лауреата, белорусские телеканалы проигнорировали это событие, как и нобелевскую речь писательницы. Что не помешало пользователям популярного интернет-портала объявить Алексиевич человеком года в Беларуси. Более того, в январе 2016 года Союз писателей Беларуси обратился к властям с предложением включить книги Алексиевич в школьную программу, ведь теперь талант писательницы признан на мировом уровне!

Светлана Алексиевич беседует с одной из своих героинь. Фото - Юрий Иванов. РИА Новости

И еще: не будем забывать, что Алексиевич получила не премию мира, а литературную премию. И пусть политики тянут одеяло на себя и уверяют, что именно они в центре интересов всех и вся, но выбор Нобелевского комитета свидетельствует и о серьезной трансформации литературного героя.

Светлану Алексиевич уже несколько лет прочили в нобелевские лауреаты. Почему? Ее проза отвечает условиям завещания Нобеля: работа должна принести максимальные блага всему человечеству. Не ее вина, что гуманистический пафос очень сложно коррелируется с государственными интересами. Всегда. Или даже никогда не. Милан Кундера утверждал: "Борьба человека с властью — это борьба памяти с забвением". А еще чаще борьба памяти с забвением ─ это и есть борьба человека с властью.

Опыт России в XX веке уникален, он должен быть зафиксирован и осмыслен, как и опыт Китая, США, британской короны и т.д. В таких масштабах времени и места нет категорий "правильно" и "неправильно", так можно, а так нельзя. При этом последовательница Алеся Адамовича Светлана Алексиевич считает, что "говорить должен свидетель", а писатель должен стать "человеком-ухом". Не выдумывать в одиночку, а фиксировать воспоминания тысяч людей, поскольку правда "раздробленная, ее много, она разная, и рассыпана в мире".

Но что в итоге перед нами? Какая-то "нелитературная литература" то ли прозаика, то ли журналиста.

И мне кажется (не претендую на истину в последней инстанции), что в 2014 году неожиданное для многих решение шведских академиков о награждении Патрика Модиано с формулировкой "за искусство памяти" ─ это результат жарких споров, считать ли прозу Алексиевич литературой (и награждать) или не считать. Модиано стал компромиссом. У французского писателя есть беллетристика, которая, впрочем, очень похожа на воспоминания: зыбкая, почти без сюжета, с героями на грани вечности и амнезии. А есть документальный роман о пропавшей в 1941 году 15-летней Доре Брюдер, судьбу которой автору удалось отследить от пансионата в оккупированном фашистами Париже до Освенцима. Кстати, после нобелевского триумфа Модиано французы пообещали, что одна из парижских улиц получит имя Доры.
А в 2015 году литература нового типа все-таки взяла свое, свой "нобель".

Мир стал опасным и нестабильным, и вымышленных персонажей потеснили реальные люди с их пронзающими сердца судьбами. Реинкарнация жанра жития. Все, кто вырос из сказок, с упоением читают non-fiction. Автобиография берет музыкальную премию. В России в числе главных книжных новинок ─ "Зона затопления" Романа Сенчина. Книгу называют "Прощание с Матерой – 2"; вот только если "Прощание с Матерой" художественное произведение, то "Зона затопления" ─ документальный роман. Премия "Новая словесность" вручается за книгу "Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева" (и старовер из Южной Америки, получая награду, с горечью признается, что за книгу его изгнали из общины, выгнали те, кто были дня него семьей, друзьями, единственным обществом).

Светлана Алексиевич оказалась в авангарде главного литературного тренда, и при этом за ее плечами фундаментальный труд ─ шесть томов кропотливо собранных "Голосов Утопии": рассказы фронтовичек "У войны не женское лицо", воспоминания детей войны "Последние свидетели", "Цинковые мальчики" о воинах-"афганцах" и др. Изданных миллионными тиражами. С пресловутым свободным нарративом, но выстроенным и ограненным художественными методами. Если шведские академики хотели сделать выбор в пользу новой прозы, он был очевиден.

Положа руку на сердце, признаемся себе: среди российских и иностранных читателей "Голосов Утопии" многие поспешат с вердиктами, вроде "Весь русский мир империя, и люди в нем все злые!" Если писатель обнажает язвы общества, неизбежно встает неприятный вопрос, кто еще это прочтет. Это в школьных учебниках физики по замкнутым системам циркулирует благодать идеального газа, а в жизни рвется все, что тонко.

Но скажу так: книги Алексиевич именно сейчас нужны всем странам вместе и каждой в отдельности, чтобы напомнить, что война ─ это череда убийств, что у войны не человеческое лицо и что худшие идеи, увы, не тонут.

А к обвинениям в политической ангажированности шведским академикам не привыкать. В 1965-м, когда единогласным решением (протоколы спустя 50 лет стали публичными) Нобелевскую премию по литературе присудили Михаилу Шолохова, журналист Dagens Nyheter Улоф Лагеркранц возмутился: "С тем же успехом премию можно было просто выдать ЦК КПСС". Кстати, папа того самого Лагеркранца, автора "Девушки, которая застряла в паутине"…

"Жили мы около Чернобыльской атомной станции. Я работала кондитером, пирожки лепила. А мой муж был пожарником. Мы только поженились, ходили даже в магазин, взявшись за руки. В день, когда взорвался реактор, муж как раз дежурил в пожарной части. Они поехали на вызов в своих рубашках, домашней одежде, взрыв на атомной станции, а им никакой спецодежды не выдали. Так мы жили ... Вы знаете ... Всю ночь они тушили пожар и получили радиодозы, несовместимые с жизнью. Утром их на самолете сразу увезли в Москву. Острая лучевая болезнь ... человек живет всего несколько недель ... Мой сильный был, спортсмен, умер последний. Когда я приехала, мне сказали, что он лежит в специальном боксе, туда никого не пускают. "Я его люблю, – просила я. – "Их там солдаты обслуживают. Куда ты?" – "Люблю". – Меня уговаривали: "Это уже не любимый человек, а объект, подлежащий дезактивации. Понимаешь?" А я одно себе твердила: люблю, люблю ... Ночью по пожарной лестнице поднималась к нему ... Или ночью вахтеров просила, деньги им платила, чтобы меня пропускали ... Я его не оставила, до конца была с ним ... После его смерти ... через несколько месяцев родила девочку, она прожила всего несколько дней. Она ... Мы ее так ждали, а я ее убила ... Она меня спасла, весь радиоудар она приняла на себя. Такая маленькая ... Крохотулечка ... Но я любила их двоих. Разве можно убить любовью? Почему это рядом – любовь и смерть? Всегда они вместе. Кто мне объяснит? Ползаю у могилы на коленках..."

("Чернобыльская молитва")

***

 

13 октября ямайскому писателю Марлону Джеймсу вручили Букеровскую премию за "Краткую историю семи убийств" ─ увесистый том о криминальной войне, развязанной после обретения Ямайкой независимости, который, впрочем, заканчивается на довольно позитивной ноте. Большинство читателей интересует, как Джеймс описывает покушение на Боба Марли и его семью. Денежный эквивалент высокого признания составил 50 тысяч фунтов стерлингов.

***

Василий Иванович Белов Василий Иванович Белов

музей-квартира писателя Василия Ивановича Белова музей-квартира писателя Василия Ивановича Белова музей-квартира писателя Василия Ивановича Белова

23 октября родился один из главных представителей российской "деревенской" прозы Василий Белов (1932-2012). Накануне памятной даты в Вологде открылся Беловский музей. По первой мысли музей предполагалось обустроить в родной писателю деревне Тимонихе, где он похоронен рядом с им же восстановленным Никольским храмом. Но храм есть, а людей нету ─ Тимониха почти обезлюдела. Поэтому чествовать "деревенщика" решили в городской квартире писателя в обычной вологодской пятиэтажке. В память о Василии Ивановиче также прошли II Беловские чтения.

***

23-25 октября состоялся Московский фестиваль книжной иллюстрации "Морс", в котором приняли участие около 150 художников.

***

Маргарита Михайловна Хемлин

24 октября скоропостижно скончалась Маргарита Хемлин, одна из самых оригинальных современных российских писательниц. В октябре ее роман "Дознаватель" вышел в Великобритании, ей предстояло стать председателем жюри "Русского Букера", но, к сожалению, Маргарита Михайловна об этом так и не узнала. Она посвятила литературе всего десять лет, но оставила в ней яркий и неповторимый след.

***

Юрий Витальевич Мамлеев Юрий Витальевич Мамлеев

25 октября ушел из жизни Юрий Мамлеев, писатель и философ, член российского, американского и французского ПЕН-клубов. Автор доктрины "Вечной России". Основатель метафизического реализма. По словам Мамлеева, он писал в особом состоянии, схожем с медитацией, часто не осознавая процесса полностью:

  • "Когда я после читал свои произведения, я порой сам ужасался, особенно когда работал над "Шатунами". Я сам не верил, что это написал, потому что был в другом состоянии. Когда я из него выходил, то просто приходил в ужас".

Метафизическое знание, вплетаясь в канву реалистического текста, порождало жуткие, страшные вещи. "Не познав природу своего темного, можно и темноту принять за свет. Человеку надо познать самого себя", ─ считал Юрий Витальевич. И эти слова объясняют феномен не только самого Мамлеева, но и Маргариты Хемлин, и Светланы Алексиевич.

  • "Однажды два человека сказали мне, что роман "Шатуны" спас их от самоубийства. Сквозь кромешную тьму прорывается свет. Он — в подтексте. Получилось так, что даже в "Шатунах", самом страшном моем произведении, нет смерти, но есть бессмертие. И многие замечали это. Многие говорили мне, что реальность при всех ее страшных сторонах настолько фантастична, что все-таки хочется жить: ведь всегда интересно, что будет потом" (Юрий Мамлеев).

"─ Но ответь мне наконец, ответь, что тебя <...> так отдаляет от Бога!?
─ Если Бог ─ нечто, что вне "я", то отвечу тебе: бездонная любовь к себе..."

***

Валерий Игоревич Былинский Андрей Георгиевич Битов Samsung Electronics награждает Гузель Яхину

Гузель Яхина с министром культуры Владимиром Мединским Samsung Electronics

28 октября состоялось награждение победителей премии "Ясная Поляна", учрежденной музеем-усадьбой Л.Н. Толстого и компанией , не первый год оказывающей музею масштабную и разностороннюю помощь. Вот и в непростом 2015 году Samsung Electronics вновь порадовали: ввели две новые номинации ─ "Выбор читателей" и "Иностранная литература" ─ и увеличили премиальный фонд до 7 млн рублей. Так "Ясная Поляна" потеснила "Большую книгу" и теперь самая крупная литературная премия в России. Лауреатами премии стали:

  • в номинации "XXI век" ─ Гузель Яхина за роман "Зулейха открывает глаза",
  • в номинации "Детство. Отрочество. Юность" ─ Валерий Былинский за книгу "Риф",
  • в номинации "Иностранная литература" ─ Рут Озеки за книгу "Моя рыба будет жить" и ее переводчик Екатерина Ильина,
  • в номинации "Современная классика" ─ Андрей Битов за книгу "Уроки Армении".

Выбор читателей пал на Гузель Яхину, и награда для нее ─ поездка в Южную Корею для популяризации русской литературы. Денежные премии получили все финалисты "Ясной Поляны".

***

КРЯКК

С 28 октября до 1 ноября Красноярск и многочисленные специально прибывшие гости города духовно обогащались на IX Красноярской ярмарке книжной культуры, которую традиционно организовали Фонд Михаила Прохорова и местные власти.

Посвятить очередной КРЯКК решили художественному освоению родных просторов, поэтому актуальным жанром на выставке был травелог, а писатели и издатели вместе с путешественниками и краеведами искали ответы: влияет ли место, откуда мы начинаем движение, на восприятие пути; влияют ли образы конкретных мест, созданные писателями, на восприятие родины, каким должно быть "новое краеведение", этот созданный из индивидуальных историй и портретов образ родины?..

Британский журналист Ник Филдинг (кстати, один из двух, взявших "свободные" интервью у организаторов атак на башни-близнецы) представил свою книгу, посвященную Томасу и Люси Аткинсонам, которые в 1844 году предприняли путешествие через Сибирь к Алтаю. А журналист Андрей Лошак рассказал, как добирался из Петербурга в Москву по маршруту Александра Радищева, чтобы сравнить, насколько за двести с лишним лет изменилась русская жизнь.

Ирина Дмитриевна Прохорова

Чтения и встречи со "звездами", публичные дебаты и определение короткого списка литературной премии "НОС" ("Новая словесность"), специальные программы для детей и поэтов, много музыки, много театра, кино, "Гоголь-центр" со спектаклем Кирилла Серебренникова "Мертвые души", Российский национальный оркестр, фестиваль электронной музыки #NRE ("Ночь Русской Электроники"), концерт "Курёхин Next" Алексея Айги, перфоманс, сценография, анимация, фотовыставки, модные показы.

А главное ─ 250 издательств (на 50 больше, чем в прежний год), которые привезли в Красноярск 60 тонн книг. "Тяга к распространению и чтению книги растет прямо пропорционально кризису", ─ с удовлетворением подвела итог КРЯКК издатель и меценат Ирина Прохорова.

    

     

    

     

На прилавках российских книжных магазинов появились:

роман-наваждение в условных декорациях райского мира, свободного от страстей, новый бестселлер лауреата Нобелевской премии по литературе и двух Букеровских премий ─ "Детство Иисуса" Джона Кутзее;

последний роман Людмилы Улицкой "Лестница Якова" ─ женщина изучает архив репрессированного деда и пытается разобраться в собственной жизни;

история нашей страны с 2000 по 2015 года, кратко, емко и без стереотипов ─ "Вся кремлевская рать. Краткая история современной России" главного редактора телеканала "Дождь" Михаила Зыгаря;

второе дополненное издание мирового хита, критическая история искусства XX-XXI вв. ─ "Искусство с 1900 года. Модернизм. Антимодернизм. Постмодернизм";

французская история любви: жена оставляет мужа, а через некоторое время на раскаленном берегу Красного моря находят тело похожей на нее женщины ─ экзистенциальные вопросы, свобода, искусство, воскрешение и закат и в итоге две престижные французские литературные премии: Гран-при Французской академии и "Ренодо" ─ "Бездна" Кристофа Оно-ди-Био (рецензия);

итальянская история любви: они встретились детьми, переплыли океан, выстояли в нищете и унижении, пережили войну и обрели счастье ─ "Жена башмачника" Адрианы Трижиани;

плутовской роман в духе Диккенса ─ "Финт" Терри Пратчетта;

для всех, кто влюблен в науку или даже бесконечно далек от нее увлекательный рассказ всемирно известного физика и популяризатора ─ "Космос Эйнштейна: Как открытия Альберта Эйнштейна изменили наши представления о пространстве и времени" Митио Каку;

70 лет Победе в Великой Отечественной войне, 25 лет радиостанции "Эхо Москвы", 10 лет популярной передаче "Цена победы" ─ есть повод вновь вспомнить, что пережили и о чем рассказали: фрагменты интервью, воспоминания о войне Даниила Гранина и ученого-востоковеда Георгия Мирского в сборнике "Цена победы. Россия. Лучшее из Истории. Радио "Эхо Москвы";

качественная остросюжетная проза лауреата "Русской премии": дочь русских эмигрантов в женской колонии в Аризоне перед выбором "свобода или электрический стул?" ─ "Медовый рай" Валерия Бочкова;

сиквел легендарной книги "Убить пересмешника" ─ "Пойди поставь сторожа" Харпер Ли;

роман-сценарий одноименного фильма Паоло Соррентино "Молодость";

энциклопедия "Звездные войны" ─ персонажи, технологии, события, места действия, транспорт;

от всей души от всей семьи ─ "Рассказы просто так" Дж.Р. Киплинга в переводе Владимира Познера + CD с песнями, написанными дочерью Познера в исполнении внучки Познера;

нон-фикшн по итогам одноименного цикла телепередач Эдварда Радзинского "Берегитесь, боги жаждут!"; историческая головоломка Михаила Веллера "Наш князь и хан";

"Второй шанс" Роберта Кийосаки для тех, кто не воспользовался первым, чтобы стать финансово грамотным и разбогатеть;

а также: сборник новелл автора мирового бестселлера "Весь невидимый нам свет" ─ "Собиратель ракушек" Энтони Дорра; детектив "Хороните своих мертвецов" обладательницы пяти премий Агаты Кристи Луизы Пенни; сказочный детектив про опергруппу из Лукошкина "Черный меч царя Кощея" Андрея Белянина; проходной сборник неплохих, по сути, авторов — сборник "Прокотиков" с прозой Макс Фрай и разношерстной компании.

 

См. также итоги:  ...июнь, июль и август, сентябрь...

3
0 2223

0 комментариев

Ваш комментарий:

avatar