закрыть
закрыть

Ошибки при регистрации

закрыть

Ошибка

закрыть

Если вы забыли пароль, введите e-mail.

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по e-mail.
Выслать Сохранить

"Я" — в уме, или у ума есть "Я"?

Сразу оговорюсь, что Виктор Пелевин — мой любимый современный автор. Удивительное сочетание таланта и глубокого интереса к познанию себя (что и определяет темы его книг), делает его Гребенщиковым от литературы.

Сегодня я постараюсь разобраться, что есть человек по версии Пелевина, на примере его последнего шедевра "Бэтман Аполло".

пелевин бэтман аполло

В общем-то, книга эта является исследованием человеческого существа и его истинной природы. Автор стремится выяснить, что такое человек на самом деле. И делает это мастерски, при этом превращая непростое и глубокое философское произведение в захватывающий остросюжетный роман.

По версии Пелевина, для начала следует понять, что такое сознание, или, точнее, как связаны сознание и мозг. По версии Виктора Олеговича, мозг — это не место, где рождается сознание, а способ его транслирования или выражения вовне.

"Люди считают, что место, где происходят переживания красного, зеленого и синего — это их мозг. Но мозг — это просто телеграфно шифровальный прибор. Он посылает кодированные запросы “красный, зеленый, синий” в исходную… Ну, скажем, точку, которая является источником всего восприятия вообще. …Мозг просто составляет shopping list — отбирает те элементы бесконечно возможного, которые должны быть пережиты в человеческой жизни. Это всего лишь грубый электромеханический фильтр, позволяющий человеку видеть сквозь узкие дырки слов. И только сквозь эти дырки. По сути, человеку разрешено воспринимать только заложенную в него программу — человеческий язык. Именно поэтому он и является человеком. …Мозг — не генератор сознания и не волшебный фонарь. Совсем наоборот! Это калейдоскоп затемнитель. Мы не порождаем сознание в своем мозгу, мы просто отфильтровываем. 
…Это не человек переживает солнце. Это солнце в каждом человеке переживает само себя — ту свою часть, которую оставляет видимой наш мозг. Себя переживает всякая отдельная мысль — каждый луч, уже не помнящий, что он часть солнца…".

Человек — это не замкнутая вещь в себе, порождающая мысли и существующая в окружающем пространстве, а способ переживания пространством самого себя. Быть может, это кажется запутанным, однако непросто обсуждать столь далекие от объектного мышления понятия, ведь, как пишет Пелевин, "проще считать весь язык одним большим багом".

А вот что на эту тему говорят известные мастера буддизма, который, как известно, предлагает немало интересных версий об устройстве человеческого сознания.

Лама Оле Нидал (тибетский буддизм): 

"Мозг не радиостанция, а радиоприемник. Ум, подобно информации, неотделим от пространства. …Ум не погибает при распаде мозга. Такое понимание — что ум не создается мозгом, но работает с его помощью, будет хорошей основой".

Дайсэцу Тэйтаро Судзуки (Дзен)

"Всякое размышление свидетельствует о некотором дуализме, так как там, где есть объект размышления, там должен быть и разум, который размышляет. Духовное сознание выше размышления, хотя самосознание также предполагает дуализм. Но духовное самосознание свидетельствует о том, что не существует ни того, кто создает, ни того, что создается духом. Сознавать и в то же время не сознавать какой либо конкретный объект есть поистине духовное самосознание. Это — идентичность объекта и субъекта, и именно из этого абсолютного единства берет начало мир множественности. Пока мы связаны этой множественностью, мы не можем освободиться от ее господства, но как только мы поднимемся в своем духовном сознании выше нее, туда, где нет еще разделения, различения и противопоставления “этого” “тому”, мы освободимся, и вся множественность больше не будет причинять нам вреда".

Итак, буддийские учителя тоже пишут о том, что наше сознание не создается мозгом, и что процесс мышления, с которым мы так часто себя отождествляем, является только одной из множества граней нашего сознания.

Далее Пелевин переходит к практике и рассказывает о том, что, в связи с вышесказанным, человеку нужно делать и как жить.

"– …Потому что он (ум) занят поиском счастья. А ум, гонящийся за счастьем, может двигаться только в сторону сотворенного им самим миража, который постоянно меняется. Никакого “счастья” во внешнем мире нет, там одни материальные объекты. Страдание и есть столкновение с невозможностью схватить руками созданный воображением фантом. 

– Мы как то скачем с одного на другое, — сказал я. — Скажите, “я” и ум — это одно и то же?

– Да, — ответил Дракула, — конечно. “Я” возникает в уме. Или можно сказать, что ум становится этим “я”. Ум “Б”, как ты правильно заметил. Ум, опирающийся на язык и создающий человеческие смыслы и цели".

Пелевин излагает здесь базовые буддийские положения о том, что наша жизнь есть страдание просто в силу своего устройства. И даже редкие моменты удовлетворенности являются лишь источниками еще большего страдания в будущем. Однако в контексте буддизма это неприятное, на первый взгляд, утверждение носит позитивный характер: дело в том, что мы можем прекратить это блуждание в тьме и достичь Просветления.
Также Пелевин гениально отвечает на частый вопрос о первой благородной истине буддизма, которая звучит так: "Вся жизнь (сансара) есть страдание". Обычно люди начинают утверждать, что это не так, и что они переживают моменты радости и счастья, пусть и реже, чем хотелось бы. 

"– Никто из вампиров с этим не согласится, — сказала Гера. — Даже люди, которые чего то достигли, не согласятся. И скажут, что они еще как есть и при этом вполне счастливы.

– Ну, мало ли кто что скажет, — махнул рукой Дракула. — Вампиры закомплексованы настолько, что уже много веков не позволяют себе свободно думать. А люди этого вообще никогда не умели. Мало того, сегодняшний рыночный этикет требует от продавца рабочей силы все время улыбаться под угрозой увольнения. Люди не понимают, что постоянно кричат от боли. А если кто то и поймет, он даже самому себе не решится признаться в таком глубоком лузерстве.

– Как это люди не понимают, что кричат от боли?

– А как они могут понимать? Люди не помнят, что с ними в действительности происходит минута за минутой, потому что у них нет привычки наблюдать за собой. И каждая новая личность не помнит ту, которая страдала на ее месте три минуты назад. Люди настолько глубоко погружены в страдание, что научились считать «счастьем» тот его уровень, когда они еще способны растянуть лицо в требуемую приличиями улыбку. Человек вынужден ломать этот идиотский спектакль даже в одиночестве, поскольку в его внутреннем измерении нет вообще ничего кроме контролирующих его мысли и эмоции социальных имплантов, которые он с детства принимает за себя…

......

– Будда мыслил почти так же, как я — только с человеческих позиций. Он рано постиг, что жизнь полна страдания. Одновременно он увидел, что единственным источником этого страдания является человеческий ум. Логика Будды была простой. Если ум — это орган, вырабатывающий страдание, следовало установить, какие именно движения ума его вызывают. Будда исследовал этот вопрос и пришел к выводу, что страданием являются все движения ума “Б” без исключения.

– А удовольствие? — спросила Гера.

– Редкие моменты удовольствия есть просто фаза страдания. Удовольствие, как червяк на рыболовном крючке, служит для того, чтобы глубже вовлечь ум в боль… Это был очень смелый для того гедонистического времени вывод. Смелый и дерзкий. У этого вывода не было никакого разумного объяснения, потому что Будда тогда еще не знал о существовании вампиров, создавших ум «Б» в своих целях. Поэтому он решился на то, чего не делал прежде никто из людей. Он остановил все возникавшие в уме “Б” процессы. Не просто подавил их, а отвернулся от всех эмоциональных и смысловых потоков, протекавших через него — вышел, как бы сказали сегодня, в полный офф лайн. Вампиры пытались остановить его, но не смогли".

Далее Пелевин изящно описывает теоретические аспекты буддийских практик, ведущих к Освобождению. Естественно, сами практики выходят за рамки художественной литературы и должны постигаться в первоисточниках.

"– Суть освобождения проста, — сказал Дракула, — и совершенно неприемлема для вампиров. Человеку следует перестать вырабатывать агрегат “М5” — или, как говорил Будда, дукху.  Для этого он должен постепенно заглушить генератор страдания, который он считает самим собой. Затихая, ум “Б” становится прозрачным, и сквозь него становится виден тот строительный материал, из которого построена вся фабрика боли. Этот исходный материал есть бесконечный покой, блаженство и абсолютно не нуждающаяся ни в каких действиях свобода.

– Рай? — спросил я.

Дракула отрицательно покачал головой.

– Схоласт мог бы сказать, что это рай, из которого человек был когда то изгнан. Но в такой постановке вопроса заключен смысловой подлог, ибо человек не может быть изгнан из рая или взят туда. Человек по своей природе является процессом. Этот процесс и есть непрерывное изгнание из рая. Само изгнание как раз и заключается в существовании человека. Причем никаких сущностей, живших до этого в раю и ставших людьми, нет. Человек появляется как бы в результате выворачивания рая наизнанку, его депортации из самого себя. Люди больше всего похожи на безличные предложения, в которых нет подлежащего, а только сказуемые из разных форм глагола “страдать”…

– А что такое рай? — спросил я.

– “Рай” является блаженством, свободой и покоем, — ответил Дракула. — Но только по сравнению с обычным человеческим состоянием непрерывного страдания. Сам по себе он полностью лишен свойств и качеств.

– Что же это тогда такое? — хмуро поинтересовалась Гера. — Небытие?

– Смотря какой смысл ты вкладываешь в это слово. Небытие — самый светлый проблеск в человеческой жизни. Что происходит, когда человек просыпается ночью и испуганно думает, что пора на работу — а потом смотрит на часы и видит, что до утра еще далеко? Он испытывает счастье. Можно спать еще три часа! Почему он с таким облегчением валится на подушки? Да просто потому, что у него есть возможность исчезнуть еще на несколько часов. Перестать быть последовательностью этих истекающих болью «я». Но даже сон без сновидений не является свободой — это просто завод пружины перед новым рабочим днем на фабрике страдания.

– Ну а вы, — спросила Гера, — вы то пробудились в конце концов?

Дракула или не заметил иронии в ее словах, или сделал вид, что не заметил.

– Я много раз переживал так называемое пробуждение, то есть понимание, что никакого реального субъекта за психосоматическим процессом, известным как внутренняя жизнь человека, не стоит. Много раз я забывал это и постигал снова. В конце концов я почти повторил то, что удавалось в древности многим ученикам Будды. Я приблизился к точке, где такое понимание становится непрерывным.

– Но кто тогда понимает? — спросила Г ера.

– В этом все и дело, — улыбнулся Дракула. — Непрерывное понимание — точка, где никаких “я” не возникает".

И в завершении описывается результат, достигаемый при помощи медитаций и остановки ума. 

"– Это и есть главный секрет, который открыл Дракула — и спрятали вампиры. Спрятали сами от себя, чтобы не разрушать установленный в мире порядок. Когда мы принимаем баблос, главное, что с нами происходит — это полная остановка ума “Б”. Правда, еще выбрасываются нейротрансмиттеры, но главное не в них. Главное в этой остановке ума “Б”. Leaking Hearts хотели освободить и людей и вампиров. Но тогда исчезала всякая необходимость в баблосе… Для Аполло такое неприемлемо. Что угодно, но не это. Потому что зачем тогда он? Зачем тогда весь установленный им порядок?

– И что, любой человек… Любой лох может пропереться, как один из нас?

– Может, — сказала Софи. — Мало того. Вампир тоже может обойтись без баблоса. Достаточно остановить этот мотор боли".


Так что Пелевин не только написал интересный роман, который читается легко и с большим удовольствием, но и попытался рассказать, как человек может улучшить свою жизнь, причем весьма подробно, начиная с теории и заканчивая результатами.

Очень рекомендую прочитать книгу несколько раз!


Alex Awaik 27.08.2013
6
1 3446

1 комментарий

avatar
Неплохой отзыв, только попроще бы его написать и цитат поменьше!

Ваш комментарий:

avatar