Детектив: загадки, которые интересно разгадывать. 2

просмотры: 6429, дата размещения: 27 января 2015

Пополняем перечень лучших, самых интересных, интеллектуальных, остросюжетных и просто хороших детективов. Пункты с 1 по 6 вы найдете здесь. Продолжить список мне бы хотелось особыми книгами, которыми может гордиться не только жанровая, но и литература в целом.

7. И первым с полки "Большой Литературы" достану Бальзака. Хотя "папой" классического детектива называют Эдгара По, элементы детективного романа встречаются в произведениях его предшественников и современников. К последним относится Оноре де Бальзак, писатель неистовый и многогранный. В юности Бальзак недолго служил в нотариальной конторе, где, возможно, подсмотрел некоторые свои будущие сюжеты. В 1836 году именитый писатель издал "Дело об опеке". Главный герой повести судейский следователь Попино изучает ходатайство маркизы д'Эспар о признании невменяемым ее мужа. Общество уверено, что господин д'Эспар пал жертвой гипнотизеров-мошенников, но честный и умный Попино докопается до истины.

Попино приходится дядей известному персонажу бальзаковской "Человеческой комедии" ─ доктору Орасу Бьяншону, который неоднократно становился участником любительских расследований. Например, в новелле "Гранд-Бретеш" неугомонный доктор стремится узнать тайну заброшенного поместья. Человек в черном требует от доктора умерить любопытство, поскольку по воле покойной хозяйки "Гранд-Бретеш" никто не имеет право входить в ее дом. Но запрет только возбуждает интерес Бьяншона.

А знаменитейший роман "Блеск и нищета куртизанок"— один из первых в мировой литературе политических детективов о коррупции и криминализации государственных структур. Проблема, кстати сказать, которой Бальзак очень активно интересовался. Из-под его пера вышло несколько остросюжетных сочинений, разоблачающих взяточничество и сращивание власти с криминалом. Французский гений опередил тенденции "большой литературы" на целых 150 лет! Лишь во второй половине ХХ века поднятые им темы вновь оказались в фокусе беллетристов.

Патрик Модиано  

8. Еще один французский гений ─ наш современник, лауреат Нобелевской премии по литературе 2014 года Патрик Модиано. Его интровертные романы, герои которых покачиваются на волнах памяти, пристально и одновременно отрешенно вглядываясь в ее глубины, бесконечно далеки от детективного жанра ─ и в чем-то очень ему близки. С точки зрения профессионального следователя, персонажи Модиано ─ словно вечно все путающие свидетели, чьи показания способны доказать лишь субъективность восприятия. Но если хороший слог вы цените не меньше хорошего детектива, вас не разочарует "Улица Темных Лавок". Это история парижского сыщика Ги Ролана, страдающего амнезией. После 10 лет забвения Ги решается взяться за главное расследование своей жизни и раскрыть тайну собственного прошлого. Роман принес Модиано престижную Гонкуровскую премию и является, по мнению некоторых литературоведов, лучшим сочинением писателя.

   Пьер Леметр

9. Если Патрик Модиано дебютировал в литературе в 23 года, то его соотечественник Пьер Леметр долгое время оставался "по другую сторону баррикад" ─ был преподавателем литературы. Свой первый детективный роман "Тщательная работа" Леметр издал в 2006 году, в возрасте 55 лет. Несмотря на поздний старт, Пьер Леметр в фаворитах "гонки". Писатель выдает на-гора по книге в год, возглавил французское Общество литераторов, получил Гонкуровскую премию и несколько премий в области детективной литературы.

Для поклонников криминального романа наибольший интерес представляет его цикл о майоре Камиле Верховене: "Тщательная работа", "Алекс" и "Жертвоприношения". Произведения Леметра отличаются хорошим слогом и впечатляющими описаниями человеческой кровожадности. Слабонервным их лучше не читать, а вот Шарль Бодлер, живи он в наше время, поставил бы Леметру "лайк".

   Кейт Аткинсон

10. Пока Пьер Леметр преподавал французскую литературу, по другую сторону Ла-Манша на ниве педагогической деятельности трудилась его ровесница Кейт Аткинсон. Только учительница английского пополнила ряды писателей много раньше, еще в 1995 году, с романом "Музей моих тайн". А в 2004, когда были изданы "Преступления прошлого" ─ первый роман из цикла о детективе Джексоне Броуди, ─ о Кейт Аткинсон узнал весь мир. Критики наперебой хвалят "полифоническое звучание текстов" новой звезды жанра. По популярности в России британка заткнула за пояс всех вышеперечисленных французов, и если вы по какой-то немыслимой случайности еще не знакомы с ее творчеством, пора восполнить этот пробел.

Хотя формально главным героем криминальных романов Аткинсон является профессиональный сыщик Броуди, он сам вместе с сыском находится на заднем плане, а на авансцену выступают многочисленные свидетели преступления со всеми своими радостями, горестями, суетными мыслями, мимолетными впечатлениями, мечтами и планами. Иногда их линии сплетаются в результате сложных взаимоотношений, еще чаще ─ проходят параллельно или пересекаются на короткий миг, увлекаемые течением жизни. Оттого у романов Кейт Аткинсон особый склад ─ они не аналитические или этические, а на грани экзистенциальных. Если бы экзистенциалисты сегодня взялись за детективный жанр, думаю, Аткинсон была бы у них в большой чести.

Донна Тартт 

11. Еще одна любимица российских читателей ─ американка Донна Тартт. Ее последний роман "Щегол" привел в восторг весь мир, в том числе стал рекордсменом по продажам в России, и принес писательнице Пулитцеровскую премию. Десятки тысяч фанатов устремились в Гаагский музей, чтобы посмотреть на картину Карела Фабрициуса "Щегол", давшую название книге. Намечена экранизация романа. Тартт, ведущая уединенный образ жизни где-то на ферме, вдали от славы и шума, даже умудрились попасть в законодательницы мод: один из глянцевых журналов записал ее в самые оригинальные модники вместе с королем Бутана Джигме Кхесаром Намгьялом Вангчукой. В общем, понеслось!

Однако мне по-прежнему милее ее дебютная "Тайная история", к тому же именно это сочинение позволяет включить Тартт в наш детективный список. Нет, классическим криминальным романом "Тайная история" не является, тем более что все тайное в нем становится явным с первых страниц: кто жертва, кто убийца. Увлеченные греческой мифологией студенты элитного колледжа убивают своего однокашника. Но драма, финал которой предрешен, разворачивается в таких деталях, в таких альфе и омеге, что оторваться от книги практически невозможно. Тартт режет атмосферу сочными ломтями и подает читателям на огромном блюде. Не случайно, совсем не случайно "Тайную историю" сравнивают с лучшими творениями Достоевского!

Джесси Келлерман  

12. А вот в детективе Джесси Келлермана "Философ" отсылки к роману Достоевского "Преступление и наказание" ─ неотъемлемая часть авторского замысла. Впрочем, забудьте о неопрятной старухе-процентщице Алене Ивановне. Альма Шпильман очаровательна и обладает безупречными манерами. Скучая в одиночестве, она дает объявление: "Требуется собеседник!" И знакомится со студентом-философом Джозефом Гейстом, в жизни которого как раз наступила черная полоса. Молодого человека исключили из аспирантуры, его диссертация о свободе воли застопорилась, лодка личной жизни перевернулась вверх дном. Вскоре со своим нехитрым скарбом ─ ноутбук, несколько книг и чугунная голова Ницше ─ Гейст переселяется к Альме. Двое проводят дни в философских диспутах, а чем это обернется, узнаете из книги.

Если моя аннотация к "Философу" заставит вас заподозрить наличие в романе тяжеловесных рассуждений или, напротив, "слишком общих мест", спешу успокоить. Келлерман великолепный литератор, равно умный и ироничный. Даже в автобиографии он умеет о простых вещах рассказать с юмором:

"Я родился в Лос-Анджелесе 1 сентября 1978 года. В детстве день рождения у меня ассоциировался, во-первых, с подарками и тортом, а, во-вторых, с вторжением Гитлера в Польшу. Мой отец, Джонатан Келлерман, на момент моего рождения был доктором медицины, клиническим психиатром. А мама, Фэй Келлерман, тоже была доктором медицины, непрактикующим дантистом, в этом она мало чем отличалась от непрактикующего буддиста, поскольку и дантисты, и буддисты полагают, что жизнь ─ это страдание. Но это было давно. Сейчас мои родители тоже пишут книги. Как и я. Что свидетельствует о том, что заняться этим делом может всякий".

Но Джесси Келлерман отнюдь не всякий. Мой любимый детектив Келлермана ─ арт-роман "Гений". В руки нью-йорского галериста Мюллера попадают рисунки без вести пропавшего и, кажется, абсолютно безумного художника. Тысячи фрагментов самого большого в мире художественного полотна столь хороши, что Мюллер не может удержаться и выставляет их в галерее. Но вскоре узнает, что среди персонажей художника ─ некогда зверски убитые мальчики. И это далеко не единственная загадка рисунков.

Ирина Прохорова вручает приз Маргарите Хемлин На церемонии награждения победителей спецпроекта "Инспектор НОС"

Перед дебатами спецпроекта "Инспектор НОС"  Маргарита Хемлин

13. Завершить перечень умных детективов умных авторов мне бы хотелось романом "Дознаватель" Маргариты Хемлин. В 2014 году роман стал финалистом премий "Русский Букер", "Большая книга", НОС ("Новая словесность") и обладателем детективной спецпремии "Инспектор НОС". В ходе прений в адрес Хемлин прозвучало немало теплых слов. Директор лингвистики РГГУ Максим Кронгауз похвалил писательницу за достижение новых высот совершенства в языке. "Дознаватель" назвали "лучшим из написанных романов о послевоенной эпохе" и "единственным детективом за последнее время, созданным по канонам жанра". Справедливы эти эпитеты или нет, но автор Хемлин действительно великолепный. Всем и каждому я бы ее книги рекомендовать не стала, но тем, кому бы стала, рекомендовала бы горячо и настойчиво.

Украина, Чернигов, послевоенные годы. Убита молодая женщина Лиля Воробейчик. Следствие поручено Михаилу Цупкому. Убийца вроде бы найден, дело закрыто, а Цупкой все ведет и ведет свое бесконечное дознание, увязнув в перипетиях местечкового еврейства, словно решил докопаться до стержневой тайны этого народа.

Есть такая область знания, как историческая психология ─ это именно то поле, на котором сеет и жнет Маргарита Хемлин. Атмосферу времени, тотальный цепенящий ужас, проказу ксенофобии, настроение каждого персонажа она передает блестяще. Тем более что пишет о вещах близких и знакомых, сама родом из Чернигова. Отражением ментальности является язык, и как подчеркивает Маргарита Михайловна, язык ее книг ─ это язык, на котором говорили ее отец и мать, да и многие тогда.

"В связи со спецификой того года еврейская фамилия пострадавшей сразу внушила мне опасение — не приплетается ли тут политика страны. Хоть все равно все нации у нас равны. Особенно в результате Великой Отечественной войны".

"Соседка потерпевшей мне указала на некую Лаевскую Полину Львовну как на портниху и подругу. Средних лет, внешности неприятной — глаза навыкате и губы намазаны острым сердечком. Известную своим мастерством. Кроме мастерства у нее имелась способность к мышлению. Женщина непростая".

"Начальство меня сильно похвалило за быстрые действия. Но за день до судебного рассмотрения Моисеенко Роман Николаевич покончил с собой путем самоповешения. Записки не оставил, потому что ручки или карандаша у него при себе не было, а так как он изначально не писатель и не революционер в царских застенках, ничего пишущего он заранее не попросил".

"И вот сейчас, в такой обстановке, когда все силы нашего народа мобилизуются вокруг смерти товарища Сталина, Довид расширяет свои бредни. Как вам это нравится? Мне не нравится".

"Еще Светка рассказала, что по городу ползают домыслы, будто бандиты людей хватают и закапывают в землю живьем. Одного старика закопали, а он сам откопался. И не откопался б, если б не бродячие собаки. Разрыли. Но заявлений ни от кого не поступало, потому считается, народ совсем с ума посходил, не знает, что еще придумать, чтоб вывести обстановку из равновесия".

Смесь новояза с лозунгами отнюдь не безобидна и не смешна, когда вписана в исторический контекст. Так в наше время вряд ли рассмешат слова "регулирование информационного потока" вместо "цензура" или "оптимизация" вместо "увольнения", "ликвидации", "ухудшения". Генерал, обращающийся к призывникам "Уважаемые призывные ресурсы!", не будет, как Суворов, спать с солдатами на одной земле и есть то же, что и они. На вопрос, почему растут тарифы, недостаточно ответа: "Необходимо понимать, что у проблемы тарифов ЖКХ нет точечного специального решения". О перманентно "мобилизующейся России", увы, не слышали только далекие от теленовостей младенцы. А о том, что происходит в голове у человека, породившего сообщение "На полях официального завтрака от имени президента Франции… президент Путин имел краткую беседу на ногах с Франсуа Олландом", можно только догадываться, но искренности у него явно дефицит.

Вспоминается также описание случившейся год назад драки между депутатами Госдумы РФ Журавлевым и Делимхановым. Дело старое, зато в тему: "Он начал мне угрожать, говорить, что я лезу не в свое дело и “это плохо кончится”… У Адама Султановича выпал золотой пистолет — не знаю, откуда,— и мы решили прекратить все действия".

В общем, если Маргарита Хемлин решит обратить свой взор к современности, ждут ее и достойные персонажи, и языковые перлы. А уж детективных сюжетов ─ хоть отбавляй!

(продолжение следует…)

Книги, о которых эта публикация 1 книга

  • №1 2012, Хемлин Маргарита
    0.00
    838
    Маргарита Хемлин – автор романов «Клоцвог», «Крайний», сборника рассказов и повестей «Живая очередь», финалист премии «Большая книга», «Русский Букер». В романе «Дознаватель», как и во всех ее книгах...