Главная / Авторы / Алексиевич Светлана

Алексиевич Светлана - список книг

  • Рейтинг
  • просмотров - 8529
    статей - 5
  • Об авторе
  • Белорусская русскоязычная писательница. Автор художественно-документального цикла "Голоса Утопии", созданного в жанре "устной истории".

    Светлана родилась в украинском городе Ивано-Франковске, где служил ее отец-военный. Папа — белорус, мать — украинка. После демобилизации семья переехала на родину отца, в Белорусскую ССР. Поселились в селе; оба родителя работали учителями в школе. Светлана же решила стать журналистом. В 1967 году она поступила на журфак Белорусского госуниверситета. По окончанию получила распределение в редакцию газеты города Береза Брестской области, но через год вернулась в Минск по приглашению республиканской "Сельской газеты". В 1976 году Светлана перешла в редакцию литературно-художественного журнала "Неман" (официального журнала Союза писателей Белоруссии), где через несколько лет стала заведующей отделом очерка и публицистики.

    В 1970-е годы у Алексиевич начал формироваться замысел ее будущего грандиозного художественно-документального цикла "Голоса Утопии". На выбор стиля, жанра будущей писательницы огромное влияние оказал великий соотечественник Алесь Адамович, прежде всего его книги "Я — из огненной деревни" и "Блокадная книга". Они были созданы в соавторстве с другими писателями, и их особый жанр Адамович называл "соборным романом", "романом-ораторией", "эпически-хоровой прозой". Живая, подлинная история, рассказанная реальным человеком, почти исповедь — вот что было интересно Светлане Алексиевич. Потому что искусство, по ее мнению, не способно отразить все содержание человеческой личности, оставляет многое "за бортом", безвозвратно теряет. Светлана замыслила собрать и издать свидетельства очевидцев текущего дня, зафиксировать Образ Времени. А это труд не просто журналиста или писателя, но и социолога, психолога. Сегодня критики часто сравнивают ее с врачом возле операционного стола — или исповедником. "Писатель-ухо" называет себя сама Алексиевич.

    Первой пробой пера в выбранном жанре стал сборник "Я уехал из деревни" — монологи людей, покинувших родные места. В типографии уже был готов набор книги, когда по указанию отдела пропаганды ЦК республиканского отделения компартии печать запретили и набор рассыпали. Алексиевич обвинили в антиправительственных и антипартийных взглядах, чуть не уволили из редакции "Немана".

    Сборник воспоминаний женщин-фронтовичек "У войны не женское лицо", который Светлана Алексиевич отнесла в издательство в 1983 году, был отложен в долгий ящик. В 1984 году в него же отправили сборник "Последние свидетели. Сто недетских рассказов" — о Великой Отечественной войне словами тех, кому в 1941-1945 годы было 4-11 лет. Писательницу обвинили в развенчании героического образа советской женщины и советского человека, в пацифизме (ругательное слово!) и натурализме. Алексиевич взяли на заметку, и ее творческая судьба была почти предрешена.

    Но в 1985 году генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Горбачев, и в стране началась перестройка. Кроме того, 1985-й был годом 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. И оттого одновременно в нескольких изданиях, в "Роман-газете" и журнале "Октябрь" вышел первый том будущего цикла "Голоса Утопии" — "У войны не женское лицо". За несколько лет совокупный тираж книги вырос до двух миллионов экземпляров. Десятки театров поставили пьесы по книге, в их числе — Театр на Таганке. Тогда же, в 1985-м, вышел и второй том цикла — "Последние свидетели". Из диссидента Светлана Алексиевич моментально стала одним из лидеров "литературной перестройки", была награждена "Знаком почета", несколькими литературными и общесоюзными премиями, в том числе премией Ленинского комсомола.

    Перед признанной писательницей открылись все пути — и она ушла из "Немана" и отправилась колесить по стране, собирая новые свидетельства для своей страшной летописи времени. Четыре года ушло на сбор и обработку материала для книги "Цинковые мальчики". Светлана Александровна встречалась с матерями солдат, погибших в Афганистане, и с теми, кто смог вернуться с этой войны. Сборник, развенчивающий очередной героический миф, вышел в 1989 году. Он вызвал волну негативной реакции военных и коммунистических газет. В 1992 году в Минске был организован политический суд над Алексиевич, но российская и белорусская демократическая общественность, зарубежные деятели культуры выступили в поддержку писательницы. Судебный процесс остановили.

    В 1993 году вышли "Зачарованные смертью" — рассказы о людях, покончивших с собой или пытавшихся убить себя, не выдержав разрушения коммунистических идей, той самой Утопии, голоса которой записывает Алексиевич. В 1997-м — "Чернобыльская молитва. Хроника будущего" — о мире после страшной аварии на АЭС. О людях, которые живут словно после ядерной войны. Фильм "Дверь", снятый по мотивам "Чернобыльской молитвы", в 2010 году номинировался на премию "Оскар" в номинации "Лучший короткометражный фильм". В 2013-м цикл "Голоса Утопии" завершил сборник "Время сэконд хэнд".

    Еще с момента политического суда писательница с горечью поняла, что в Беларуси реставрируется военно-социалистический режим, что она неугодна новой, постсоветской диктатуре. Все реже Алексиевич появлялась на родине, все больше она проводила время за рубежом. Сегодня писательница живет в Германии. На Западе ее называют "историком красной цивилизации".

    "Я всегда хотела понять, сколько человека в человеке. И как этого человека в человеке защитить?" Книги Светланы Алексиевич изданы в десятках стран, в том числе в Германии, Швеции, Италии, Великобритании, Франции, Японии, США. Ее перу принадлежат сценарии более 20 документальных и игровых фильмов, несколько театральных пьес. Спектакли по книгам Алексиевич шли не только в России, но и во Франции, Германии, Болгарии и др. странах.

    Алексиевич удостоена нескольких престижных литературных наград разных стран. В 2013 году, после выхода "Времени сэконд хэнд", ей прочили Нобелевскую премию по литературе.